Оформление протокола об изъятии наркотиков

Досмотр

Согласно п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции» — «полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе производить личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами».

Если у Вас провели досмотр и изъяли наркотики нужно понимать, что возможно привлечение к уголовной ответственности. Предлагаем ознакомиться с особенностями работы адвоката по делам о наркотиках.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, или досмотре транспортных средств составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (когда объектом является лицо) или в протоколе об административном задержании (ч. 6 ст. 27.7, ч. 5 ст. 27.9 КоАП РФ).

В целях обеспечения защиты прав и свобод граждан при применении рассматриваемой меры законодатель предусмотрел, что копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (ч. 8 ст. 27.7). Копия протокола о досмотре транспортного средства в обязательном порядке вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру (ч. 8 ст. 27.9).

Адвокат по уголовным делам

Однако сотрудники полиции, зачастую не обнаруживая каких-либо запрещенных в обороте предметов и веществ, документально ничего не оформляют. Поэтому, «досматриваемый» вправе потребовать от сотрудников полиции выполнения указанных действий.

После составления протокола, его подписания внесение каких-либо дополнений не допускается. Несоблюдение этого правила приводит к отмене принимаемых решений.

Пример:

«Так, по уголовному делу в отношении Б. в судебном заседании государственный обвинитель отказался от обвинения по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Согласно протоколу судебного заседания основаниями отказа от обвинения явились существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные в процессе предварительного расследования: в момент задержания Б. сотрудниками милиции был составлен протокол личного досмотра подозреваемого, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, транспортного средства, изъятия вещей и документов в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

После его составления и вручения Б. копии в указанный протокол были внесены дополнительные сведения о том, что у Б. при досмотре был обнаружен и изъят из левого кармана брюк целлофановый пакет с веществом розовато-серого цвета, впоследствии признанным по заключению судебно-химической экспертизы наркотическим средством».

В ч. 6 ст. 27.7 и ч. 6 ст. 27.9 КоАП РФ содержатся общие требования, предъявляемые к протоколу досмотра, а именно: указание даты и места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол; сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, или о лице, во владении которого находится транспортное средство; о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов и т.п., обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице или, транспортного средства.

Несмотря на то, что КоАП РФ закрепил требования, предъявляемые к протоколу досмотра, существуют некоторые пробелы, которые сотрудники полиции должны восполнять сами.

Например, в протоколе досмотра необходимо указывать основания его применения . Тем более п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона о полиции содержит положение, согласно которому сотрудник полиции обязан «в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина». Подобный порядок, во-первых, снимет риск необоснованного обвинения сотрудника полиции в превышении им служебных полномочий; во-вторых, позволяет гражданам обжаловать неправомерные действия сотрудников полиции.

Осмотр места происшествия

Объектом исследования в рамках осмотра в ч. 1 ст. 176 УПК РФ названо место происшествия. Под местом происшествия принято понимать место, где имели место событие или составная часть события преступления (общественно опасного деяния), а также место обнаружения общественно опасных последствий такового.

Определиться с тем, что является местом происшествия очень важно, потому что осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Под местом происшествия понимать «открытый или закрытый участок местности либо водоема, помещение, различные виды транспортных средств или их части, в пределах которых обнаружены следы преступления или иные доказательства, имеющие значение для уголовного дела»

Осмотр местности

Согласно ч. 1 ст. 176 УПК РФ самостоятельной разновидностью осмотра является осмотр местности. Когда осматриваемая местность была местом происшествия, производится осмотр места происшествия, а не осмотр местности. Осмотр местности производится в тех случаях, когда имеются основания осмотра данного объекта, но местом происшествия или помещением и, разумеется, предметом, документом и т.д. осматриваемая местность не является.

Границы, которые занимает местность, могут быть гораздо больше границ осмотра. Осмотру, как правило, подлежит часть местности, которую, по мнению следователя (дознавателя и др.), следует осмотреть.

Местностью могут быть названы любые участки территории, ландшафта, где бы они ни располагались.

Осмотр жилища, помещения

В ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 5 ст. 165 УПК РФ предусмотрен особый порядок принятия и оформления решения об осмотре жилища. Осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц осуществляется по решению суда. Следователь (дознаватель и др.) обращается к указанному должностному лицу с ходатайством о принятии соответствующего решения.

Значение термина «жилище» разъяснено в п. 10 ст. 5 УПК РФ. Согласно данной норме права жилище — это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

Понятие же «жилищный фонд» разъясняется в ч. 1 ст. 19 ЖК РФ. Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

  • частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

  • жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  • жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Исходя из содержания указанных норм, а также в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» жилищем следует признать не только жилой дом, но и квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиницу-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К жилищу также отнесены гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, больницы, другие подобного рода учреждения и т.п.

Между тем вряд ли можно именовать жилищем всю территорию поселения, находящегося в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющему места, где он постоянно или преимущественно проживает. Такое поселение согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является местом жительства указанного гражданина, но не может считаться жилищем с позиции уголовно-процессуального закона. Жилищем, в такой ситуации следует именовать не все поселение, а лишь поставленные на его территории помещения и строения (палатки, шатры и т.п.), используемые данными гражданами для проживания.

Жилище может быть местом происшествия. В этом случае осмотр производится по правилам осмотра места происшествия, а когда против проведения такого следственного действия возражают проживающие в нем лица — решение о производстве такого осмотра может принять только суд.

Осмотр может быть произведен в различных помещениях, часть из которых признаются жилищем. Соответственно, осмотр помещения, не являющегося жилищем и местом происшествия, именуется осмотром иного помещения. В правилах принятия решения и производства осмотра иного помещения и осмотра местности нет различий.

Выемка

Выемка (ст. 183 УПК РФ) — следственное действие, которое производится при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Согласно ч. 2 ст. 183 УПК РФ выемка производится в порядке, установленном для обыска с изъятиями, предусмотренными данной статьей. Это значит, что: 1) выемка в жилище, а также выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ (п. 7 ст. 29, ч. 2 и 3 ст. 183 УПК РФ), а во всех остальных случаях — по постановлению следователя; 2) производство данного следственного действия по общему правилу допускается только в дневное время с исключениями, о которых речь шла выше, в случаях, не терпящих отлагательства, выемка в жилище возможна и без судебного решения; 3) процедура данного следственного действия тождественна процедуре обыска.

Принципиальное отличие выемки от обыска относится к основаниям их производства. При выемке органу расследования точно известно место нахождения подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается и не планируется, тогда как при обыске он (поиск) составляет его основное содержание. Во всем остальном процедуры обыска и выемки сходны. Оба следственных действия сопряжены с применением необходимого принуждения и соблюдением однотипных юридических и нравственных норм; оба имеют одинаковые цели — изъятие в целях использования в дальнейшем доказывания предметов и документов.

Личный обыск

Основанием для производства личного обыска (ст. 184 УПК РФ) являются достаточные данные полагать, что у определенного лица находятся предметы и документы, могущие иметь значение для уголовного дела. Цель такого следственного действия — их изъятие. По общему правилу личный обыск производится по судебному решению (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Без судебного решения и даже без специального постановления дознавателя, следователя личный обыск может быть произведен при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых того же пола, если они участвуют в данном следственном действии. При личном обыске обследованию подвергается одежда обыскиваемого и находящиеся при нем хранилища вещей и документов (бумажник, сумка, портфель, чемодан, сверток и т.д.), а также доступные внешнему наблюдению полости тела человека, если есть основания полагать, что в них скрыто отыскиваемое. При необходимости к участию в личном обыске может быть привлечен специалист, например врач или специалист по наркотикам. Специалист, как и понятые, должен быть лицом одного пола с обыскиваемым.

От личного обыска — следственного действия по собиранию доказательств — в уголовном судопроизводстве необходимо отличать многочисленные изъятия из конституционного права на личную неприкосновенность, которые связаны со сложнейшей криминогенной обстановкой и носят форму досмотра на таможне, в аэропорту, на автотрассах и улицах городов, производимого различными правоохранительными органами и службами безопасности. Это — административно-правовые меры принуждения; к собиранию доказательств по уголовному делу они отношения не имеют, и примерять к ним уголовно-процессуальные основания и процедуру неправильно.

Обыск

Основанием для производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте (доме, квартире, гараже, комнате общежития или гостиницы, на рабочем месте или на территории земельного участка) или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Чаще всего обыск необходим у подозреваемого, обвиняемого, но он может производиться и у любого другого лица, в том числе вообще не занимающего процессуального положения в данном деле, и даже у потерпевшего. Не исключен и повторный обыск у одного и того же лица, однако в этом случае он носит чрезвычайный характер и необходимость в нем должна быть убедительно мотивирована.

Обыск проводится на основании постановления следователя, а обыск в жилище, т.е. в помещении, используемом для постоянного или временного проживания (п. 10 ст. 5 УПК РФ), — на основании судебного решения, которое принимается по ходатайству следователя в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. На всех других объектах, в том числе в служебных помещениях, занимаемых учреждениями и организациями (офисах), а также в производственных, торговых и складских помещениях, на земельных участках достаточным формальным основанием для производства обыска является постановление следователя. В случаях, когда производство обыска в жилище не терпит отлагательства, он также может быть произведен по единоличному решению (постановлению) следователя (ч. 5 ст. 165 УПК РФ), который несет за обоснованность такого решения полную ответственность.

Производство обыска не терпит отлагательства, например, когда из обстоятельств дела или из полученных сведений явствует, что разыскиваемый находится на такой-то квартире и в любую минуту может покинуть ее навсегда, или что доказательства, находящиеся в жилище, могут быть в любую минуту перепрятаны или уничтожены. В подобных случаях обыск на основании только постановления следователя, причем, может быть, в ночное время, — пусть даже остроконфликтная, но законная, необходимая мера, требующая силовой поддержки со стороны милицейских спецподразделений.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе поручить производство обыска органу дознания. Для следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ и следователей органов внутренних дел таковыми являются соответствующее звено системы органов внутренних дел, под юрисдикцией которого находится объект обыска или с которым следователь, в производстве которого находится данное уголовное дело, сотрудничает на постоянной основе (например, главное управление или управление внутренних дел края, области, города и т.д.). В таких случаях в постановлении следователя отдельным пунктом должно быть сформулировано такое поручение с указанием органа внутренних дел, которому поручено производство обыска, но без обязательного указания конкретных исполнителей. Подобрать их, проинструктировать, организовать производство следственного действия, обеспечив безопасность его участников, — компетенция руководителя органа внутренних дел. Если же обыск производится на основании судебного решения, то поручение следователя формулируется в отдельном письме, препровождающем судебное решение органу дознания. Таким образом, тот, кто производит обыск, может и должен предъявить обыскиваемому и судебное решение или постановление о производстве данного следственного действия, и поручение следователя определенному органу внутренних дел, и свое служебное удостоверение, из которого явствует, что данное должностное лицо является сотрудником данного органа.

До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве или же судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить поиска.

Наиболее важное значение данное законоположение имеет при незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ст. 228 УК РФ), т.е. по делам о широко распространенных преступлениях, за совершение которых виновный, в силу специальных примечаний к вышеупомянутым статьям УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно выдал незаконно хранящиеся у него наркотические средства или психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.

Согласно разъяснению Верховного Суда РФ по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228 УК РФ, добровольной следует считать только такую выдачу указанных в этой статье средств и веществ, которая производится при реальной возможности распорядиться ими иначе.

В свете данного разъяснения такую выдачу перед самым началом обыска нельзя назвать добровольной; после предъявления судебного решения или следственного постановления об обыске и соответствующего требования, предъявленного с прибытием на место следственно-оперативной группы, владелец теряет реальную возможность свободно распорядиться незаконно хранимым. Однако практика, говорит о том, что уголовные дела по признакам ст. 228 УК РФ возбуждаются только в случае, если перед досмотром в порядке ст. 27.7 КоАП РФ досматриваемый скрыл наличие у него запрещенных в обороте, средств и веществ, а до суда уголовное дело доводится, если он не выдал их и перед обыском и если, конечно, речь не идет о крупных партиях запрещенного к обороту.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества, а также принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ч. 6 — 8 ст. 182 УПК РФ). Вплоть до полного завершения следственного действия никто не должен иметь возможности ни вынести отыскиваемое и подлежащее изъятию, ни передать его другим лицам. При производстве обыска, во всяком случае, изымаются предметы и документы, изъятые из оборота (ч. 9 ст. 182 УПК РФ).

Ведомственные инструкции, адресованные органам расследования, обязывают при производстве следственных действий, прежде всего, конечно, при производстве обыска и выемки, во всех случаях изымать: 1) предметы и документы, запрещенные к обращению; 2) удостоверяющие личность документы, награды и документы к ним арестованных обвиняемых и подозреваемых.

Изъятие незаконно хранимых предметов в подобных случаях — пресечение правонарушения, которое для органа расследования является делом попутным, подобно тому, как попутно он выполняет профилактическую функцию, выясняя обстоятельства, способствовавшие совершению расследуемого преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), и принимать меры по их устранению путем внесения представления (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). А изъятие личных документов арестованного, наград и документов к ним, во-первых, служит дополнительной мерой предупреждения побега заключенного из-под стражи, а во-вторых, мерой обеспечения исполнения обвинительного приговора, которым осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения государственных наград (ст. 48 УК РФ). Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

Согласно ч. 11 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска участвует лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Участие самого обыскиваемого крайне важно; оно служит одной из гарантий соблюдения законной процедуры следственного действия, что, в свою очередь, обеспечивает достоверность его результатов. При обыске вправе присутствовать защитник обвиняемого или подозреваемого, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск и которое не является ни подозреваемым, ни обвиняемым (ст. 182 УПК РФ)

С теоретических позиций данное правило спорно, потому что «адвокат того лица, в помещении которого производится обыск», в числе участников уголовного судопроизводства, перечисленных в разделе II УПК РФ, вообще не упоминается; его процессуальное положение (права и обязанности) не определено; осуществляемые им процессуальные функции неизвестны; почему адвокат вправе присутствовать при обыске и не вправе присутствовать при выемке, объяснить не представляется возможным. Защитник же обвиняемого или подозреваемого вправе не присутствовать, а участвовать в производстве обыска при условии, что в этом следственном действии участвует его подзащитный или же обыск производится по ходатайству стороны защиты (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Детальное исследование данной проблемы не вписывается в жанр нашей книги.

Производство обыска не допускается в ночное время , т.е. в период с 22 до 6 ч по местному времени. В ночное время обыск допускается лишь в случаях, не терпящих отлагательства, когда промедление может повлечь невосполнимую утрату возможности добыть доказательства по делу.

В результате обыска могут быть добыты доказательства трех видов:

  1. Фактические данные (сведения), зафиксированные в протоколе обыска и отражающие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела: где, что и как обнаружено, добровольно ли выдано искомое, предпринимались ли попытки его противодействия или уничтожения и т.д.
  2. Сами предметы, факт обнаружения которых в определенном месте является уликой, т.е. вещественные доказательства.
  3. Документы, обнаруженные при обыске, которые значимы прежде всего своим содержанием, т.е. «иные документы» в смысле ст. 84 УПК РФ.

Лечение от наркозависимости как способ снизить наказание. Однако стоит отметить, что указанные действия производятся в рамках законодательства об административных правонарушениях.

Оцените статью
Добавить комментарий